Глушение струн
HOME

Глушение струн

Вы, наверное, заметили еще при игре на шестиструнке, что иногда возникает паразитное звучание некоторых открытых струн. Речь идет не о 1-ой струне, которая по определению обязательно зазвучит, если ее не приглушить, извлекая звук на 5-ом ладу 2-ой струны. В данном случае будет иметь  место просто резонанс.
Но помимо этого может звучать, скажем, 4-ая струна Ре в тот момент, когда вы берёте аккорд, в котором ноты Ре вовсе нет, — ни точно в унисон, ни октавой выше или ниже. Это явление имеет привязку к очень многому, но больше всего к конкретной деке гитары. Эффективный способ борьбы тут только один, — глушить струны, звучание которых в данный момент игры нежелательно. На шестиструнке это сделать достаточно просто. На 12 струнной гитаре заметно сложней. Да и струн на ней поболее, причем 4 пары струн имеют разнос в октаву. В итоге ненужных звуков может быть заметно больше.

Техника глушения практически та же, что и на шестиструнке, — пальцы левой руки располагать так, чтоб они слегка касались ненужных струн. Но речь сейчас  о другом, — о преимуществе так называемых «джазовых» аккордов применительно к 12 струнной гитаре.
Если вы наблюдали игру джазовых музыкантов, то, наверное, обратили внимание на то, что они очень редко используют приём баррэ. И даже простые аккорды без баррэ тоже немного иначе берут, — чаще в урезанном виде. Иногда это делается с целью не выбиваться из общего звучания оркестра. Иногда  — чтоб дать себе возможность внести в аккомпанемент мелодическую линию. При полном взятии аккорда не очень-то получится одновременно с аккомпанементом играть и мелодическую линию.

На видео небольшой кусок аккомпанемента. Эту мелодическую линию или похожую на нее часто можно услышать в разных «гитарных» песнях.  В первом случае берется полный аккорд и приходится совершать достаточно трудные движения пальцами. Во втором, — умышленно не прижимаются некоторые звуки аккорда, которые вполне можно пропустить без ущерба общему звучанию даже в случае шестиструнки.  А на 12 струнной гитаре тем более,  — потому на 3-ей и 4-ой струне вторые струны настроены на октаву выше по отношению к основным, и общее звучание аккорда все равно получается благородным.

Это был пример несложной мелодической линии на простых аккордах Am и Em в нулевой позиции. И тем не менее не совсем просто все играется. А теперь мысленно представьте насколько больше усилий пришлось бы приложить, если играть этот музыкальный кусок в какой-нибудь позиции дальше нулевой через баррэ, и при этом стараться задействовать все-все звуки аккорда…

Обратим внимание на игру Александра Розенбаума, — человека, с чьим именем невольно ассоциируется  сама 12 струнная гитара. Он не использует приём баррэ. И дело вовсе не в том, что у гитары Розенбаума альтернативный строй Open G.

Корректней, конечно, вопрос о о неиспользовании приёма баррэ и альтернативном строе задать самому Александру Розенбауму. Предположу лишь, что ответ будет примерно таким,  — «Строй Open G удобней для аккомпанемента моих песен, и дополнительно еще  и позволяет избежать приём баррэ.»

 

 


12string.ru 2011 г.