Строй Open-G
HOME

Строй Open-G
 

Строй Open-G выглядит следующим образом:

D - ре (первая струна);
H - си (вторая струна);
G - соль (третья струна);
D - ре (четвертая струна);
G - соль (пятая струна);
D - ре (шестая струна).

Многие считают, что происхождение этого строя имеет под собой американские корни. Вопрос на самом деле спорный. Но сейчас не будем углубляться в историю.
Если в первом приближении, то гитарный строй Open-G сродни строю русской 7-струнной гитары с «изъятой» 5-ой струной. Приёмы игры тоже очень схожи.

Open-G (открытая Соль) в нашей стране больше всего ассоцируется с именем Александра Розенбаума. И, наверное, многие поклонники творчества А.Я. Розенбаума на каком-то этапе задавались вопросом, - а не перестроить ли мне свою гитару?
Вот вокруг этого вопроса и статья.

Преимущества гитарного строя Open-G в случае с 12-струнной гитарой вроде как очевидны, - 1. отсутствие классического приёма баррэ, заметно утомляющего левую руку; 2. сходство с игрой на 7-струнной гитаре, где задействован и большой палец. В случае с узким сценическим грифом 12 струнной гитары это и на самом деле хорошее подспорье, - басовые струны не только зажимаются большим пальцем, но и глушатся им же, тем самым одновременно убирается вовремя назойливое звучание дублирующих струн и становится меньше грязи в игре. Есть и некоторые другие преимущества.

Однако, имеются и существенные минусы, - процесс переучивания со стандартного строя на новый, - это не просто «ручной» труд, связанный с запоминанием пальцами новых аппликатур, но еще и мышление своё придется перестроить. Последнее не так легко дается, в-особенности, если за плечами много лет игры в стандартном строе. И все же основным минусом на мой взгляд является не это.

Даже если допустить, что сегодня вы являетесь ярым фанатом и в вашем репертуаре 99% песен, - это песни А. Розенбаума, то совсем не факт, что через какое-то время вас не притянет (или же совсем перетянет) творчество другого музыканта, использующего привычный испанский строй 6-ти или 12-струнной гитары. Будем опять гитару перестраивать, а следом руки и голову? Или перекладывать с одного строя на другой самые вкусные музыкальные фразы из аккомпанемента и сетовать на то, что получается как-то бедновато? (Последнее, кстати, далеко не всегда осуществимо! Кто в свое время пытался скопировать аккомпанемент очень известной песни А. Розенбаума «Вальс-Бостон», тот столкнулся с несколькими тупиковыми моментами. И пришлось пойти на некоторые компромиссы и упрощения. Аналогичное произойдет, если пытаться насыщенный аккомпанемент из стандартного строя перенести на альтернативный.)

И опять же, возвращаясь к творчеству А. Розенбаума…
Вы играете его песни по упрощенной версии? Или же копируете полностью аккомпанемент, который назвать простым было бы совсем неверно? Если по упрощенной версии, то стандартного гитарного строя вполне хватит, и нет никакого смысла переучиваться и погружаться в тонкости гитарного строя Open-G. Если же хочется аккомпанировать близко к оригиналу, то столкнетесь с проблемой поиска в сети видео-материалов, в которых музыканты приводят детальный разбор популярных песен. В подавляющем большинстве случаев эти песни разбираются в стандартном гитарном строе, то есть уже максимально переложены на обычный гитарный строй. А показательных видео-разборов песен в строе Open-G немного, и вы обречены самостоятельно разбирать аккомпанемент каждой второй полюбившейся песни А. Розенбаума.
Справитесь? Привлекают вас перечисленные неудобства? ;-) Если «Да», то смело перестраивайте свою двенадцатиструнку! С комплектацией струн только не напутайте! С этой частью тоже не совсем просто обстоит, - стандартный комплект струн не подойдет. Нужно будет некоторые струны заменить на струны более подходящего диаметра. Или же искать специализированные комплекты для строя Open-G, что заметно сУзит выбор струн по производителям.

Видите, сколько всего вытекает из казалось бы безобидной смены гитарного строя?

Так что, прежде чем перекручивать гитарные колки, вспомните какой-нибудь убедительный пример из своей же жизни, - например, сколько дополнительных хлопот на этапах ремонта принес вам автомобиль нестандартной конфигурации не особо раскрученного в нашей стране производителя.

Конечно же, ни в коем случае не призываю творческих личностей никогда не выходить за рамки стандартов. Именно за счет таких людей рождались в музыке новые направления, которые на многие годы подминали под себя целое поколение.

(«Но иногда найдется вдруг чудак. Этот чудак всё сделает Не Так…» Машины Времени.)

И альтернативный строй иногда очень даже в тему. Можно привести много примеров выдающихся гитаристов, которые использовали различные альтернативные гитарные строи. Но следует обратить внимание на одну существенную деталь, - эти люди чаще были лидерами и играли Свою музыку. Их выбор не в пользу стандартного строя был осознанным и обоснованным. Большинство из нас играет или чужую музыку, или же играет в коллективе, где удобнее для общего дела все же не выходить далеко за рамки некоторых стандартов.

Продвинутого профессионального гитариста эти рассуждения, конечно же, не остановят, - он всё равно сделает по-своему, - сменит строй, или добавит 8-ую струну, которой ему вдруг резко стало не хватать для самовыражения. Еще как-нибудь перекроит инструмент свой…
Начинающего же любителя 12-струнной гитары приведенные рассуждения, может, заставят лишний раз задуматься, - не глумиться над инструментом, не тратить свое время на очередное «копание огорода», и вместо этого заняться повышением уровня своей игры в стандартном строе.
Примирительно будем считать, что статью написал не зря…и прочли вы ее тоже не зря… ;-)
 

 

 


12string.ru 2011 г.